Пушкин сделал!

Задали задание придумать потешку? Не беда. На самом деле сочинить свою собственную уникальную потешку довольно просто.

Сначала разберемся, что же такое потешка.

Особенности потешки:

  • ласковые слова (маленький, хорошенький, умничка, лапушка, солнышко и т.п.)
  • повтор слов (ладушки-ладушки, ели-ели кашку, бегали-бегали)
  • стихотворная форма
  • потешка сочиняется для детей, для их развлечения, часто сопровождает определенные действия (когда моют ребенка, кормят, переодевают)

Исходя из перечисленных особенностей потешки несложно придумать свою. Если не получается с повтором слов, то этот пункт можно пропустить, как не обязательный.

Выберем для кого — мальчик, девочка и дадим ему имя.

Решим для какого момента мы будем сочинять потешку (игра, умывание, еда, одевание).

Придумаем пару рифм.

Например, вот так

Илюшка кашку кушает

Ни кого не слушает

Ротик открывает

Кашку поедает!

(если совсем не получается придумать, замените кашку на супчик, котлетку, творог и т.д., а также поменяйте имя и получите свою собственную потешку)

Аленушка, Аленушка

Водичкой умывается

Глазки, щечки, ручки

Вот как она старается!

Также можно немного перефразировать уже имеющиеся потешки

Мы играли-мы играли

И немножечко устали

Мы в кроватке отдохнем

И опять играть начнем!

Удачи!

Потешки и прибаутки — малые жанры устного народного творчества. Отличия прибаутки от потешки. Слово как средство создания образа

Потешки

Чики – чики – чикалочки,

Едет Ваня на палочке,

А Дуня в тележке

Щёлкает орешки! (рис. 1)

Рис. 1. Иллюстрация к потешке (Источник)

Это шуточное четверостишие, в котором есть смешные словечки. А чтобы узнать, как в народе называют такие стишки, нужно расшифровать следующее слово:

Акшетоп

Прочитайте его справа налево:

Потешка

Потешка – это весёлая народная песенка. Слово потешка происходит от слова потешаться (беззлобно подсмеиваться; подшучивать над кем-либо, чем-либо). Потешки называют народными, потому что они созданы народом. Когда детей убаюкивали или веселили, чтобы они не плакали, им рассказывали или пели такие потешки.

Прочитайте некоторые из них:

Стучит, бренчит по улице:

Фома едет на курице,

Тимошка на кошке

По кривой дорожке (рис. 2).

Рис. 2. «Стучит, бренчит по улице» (Источник)

На стене часы висели,

Тараканы стрелку съели,

Мыши гири оторвали,

И часы ходить не стали.

А коток, коток, коток,

Кучерявенький лобок,

Украл у бабушки клубок,

И запрятал в уголок,

А бабушка догнала

За чубочек подрала (рис. 3).

Рис. 3. «А коток, коток, коток…» (Источник)

Прибаутки

Прочитайте несколько стишков:

Федул

— Федул, что губы надул?

— Кафтан прожёг.

— Можно зашить?

— Да иглы нет.

— А велика дыра?

— Один ворот остался (рис. 4).

Рис. 4. Федул (Источник)

Храбрец

— Я медведя поймал!

— Так веди сюда!

— Так не идёт.

— Так сам веди!

— Да он меня не пускает! (рис. 5)

Рис. 5. Храбрец (Источник)

Собака

— Собака, что лаешь?

— Волков пугаю.

— Собака, что хвост поджала?

— Волков боюсь.

Подумайте, чем отличаются прочитанные выше стихи от потешек? И те, и другие весёлые, но последние стихи построены в виде диалога (разговора двух людей или животных). Это не потешки, это – прибаутки.

В народе маленькие сказки, короткие смешные рассказики иногда в виде диалога, называют прибаутками.

Прибаутки отличаются от пестушек и потешек тем, что они не связаны с какими-то игровыми движениями. Но в них присутствует какой-то сказочный сюжет. Например:

Непоседа-малышок,

Светлая головушка,

Заливается, поёт,

Прямо как соловушка!

Не беда, что нет уменья,

Много радости от пенья (рис. 6).

Рис. 6. Малыш (Источник)

Уходи с дороги кот!

Кукла Танечка идёт,

Кукла Танечка идёт,

Ни за что не упадёт!

Пестушки

У русского народа, как и у любого другого, есть своё бесценное богатство – фольклор. Мамы, бабушки, няни сочиняли для своих маленьких деток прибаутки, песенки, пестушки.

Пестушки – это маленькие стихотворения, которые сопровождались движениями маленького ребёнка ручками, ножками.

Слово пестушки происходит от слова пестовать – холить, лелеять, нянчить.

Когда младенец просыпается и потягивается, его гладят по животику и нараспев приговаривают:

Потягунюшки,

подрастунюшки,

роток говорюнюшки,

руки хватунюшки,

ноги ходунюшки.

Применение пестушек, потешек и прибауток

Пестушка незаметно переходит в потешку – песенку, которую поют ребёнку, играя с его пальчиками, ручками, ножками. Проснулся малыш, потягивается, его гладят по животику:

Потягуни-потягушечки

От носочков до макушечки,

Мы потянемся-потянемся,

Маленькими не останемся.

Вот уже растём, растём, растём (рис. 7)!

Рис. 7. Мама с ребёнком (Источник)

Познания малыша об окружающих предметах формируется в зависимости от того, что ему рассказывают, поэтому зверушки наделены человеческими качествами.

Потешки, прибаутки, пестушки нужно рассказывать особым голосом: ласково, нежно, чтобы ребёнок понял, что они обращены именно к нему, и чтобы ребёнок понял, что именно этими потешками или пестушками мама, няня или бабушка хочет ребёнку сказать. Читайте их медленно, нараспев, нежно. Например:

Собака на кухне

Пироги печёт.

Кот в углу

Сухари толчёт.

Кошка в окошке

Платье шьёт.

Курочка в сапожках

Избушку метёт (рис. 8).

Рис. 8. «Собака на кухне…» (Источник)

Так растёт малыш:

  • пестушки – качаем на руках, убаюкиваем;
  • потешки – играем ручками и ножками;
  • прибаутки – учим познавать окружающий мир.

Список литературы

  1. Кубасова О.В. Любимые страницы: Учебник по литературному чтению для 2 класса, 2 части. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  2. Кубасова О.В. литературное чтение: Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса, 2 части. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  3. Кубасова О.В. Методические рекомендации к учебникам 2, 3, 4 классов (с электронным приложением). – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  4. Кубасова О.В. Литературное чтение: Тесты: 2 класс. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.

Урок по литературному чтению «Потешки»

Тема: Русские народные песни, потешки, прибаутки.

Цель: обогащение культурного уровня учащихся.

Задачи: образовательная: познакомить детей с малыми фольклорными жанрами, способствовать обогащению словарного запаса учащихся;
развивающая: развивать творческие способности, речевые умения, умение рассуждать, делать выводы;
воспитывающая: способствовать воспитанию уважительного отношения к народному творчеству.

Оборудование: карточки со словарными словами «потешка», «прибаутка», «береста», матрёшка, выставка русских народных костюмов (можно сшить костюмы для кукол), индивидуальные карточки с потешками, карточки с прибаутками для работы в парах, отрывки колыбельных песен на полосках бумаги для групповой работы, шаблоны матрёшек для каждого ребёнка, аудиозаписи песен «Два весёлых гуся», «Во поле берёза стояла», карандаши, три тюбика клея, кукла.

1. Повторение пройденного материала.

Учитель: Ребята, сегодня на уроке, мы продолжим наше путешествие по детским жанрам народного творчества. Какие?

Дети: Прибаутки, потешки, скороговорки, заклички и другие.

Учитель: — Но перед тем, как отправиться в новый путь, мы вспомним, что читали на прошлом уроке.

2. Проверка домашнего задания.

(Чтение составленных дома загадок)

3. Вводная часть.

  1. Дети читают хором. ( Слайд№2)

Чики – чики – чикалочки,

Едет Ваня на полочке,

А Дуня в тележке

Щёлкает орешки!

— Что необычного вы заметили в четверостишье? (Шуточное, смешные словечки….)

— А как в народе называют такие стишки, вы узнаете, расшифровав, следующее слово. ( Чтение справа налево)

АКШЕТОП – потешки (второй лист)

II Основная часть.

4. ПОТЕШКИ

— Правильно, ребята, вы прочитали потешку.

— Итак, что такое потешка?

— Потешка – это весёлые народные стишки — песенки.

1. – Назовите однокоренные слова к слову потешка (потешаться, потешный, потеха, утешить, утеха……)

2. – Близкие по смыслу слова к слову потешка (смеяться, шутить, веселиться…)

3. Вывод: происходит от слова потешаться, то есть веселиться.

— Сегодня, мы познакомимся с русскими народными потешками, песнями, прибаутками.

— Почему потешки называют народными? (Автором потешек является народ)

— Как вы думаете, кого потешали такими задорными потешками? (Детей)

5. Индивидуальная работа по карточкам.

А) читают потешки.

Стучит, бренчит по улице:

Фома едет на курице,

Тимошка на кошке

По кривой дорожке.

На стене часы висели,

Тараканы стрелку съели,

Мыши гири оторвали,

И часы ходить не стали.

А коток, коток, коток,

Кучерявенький лобок,

Украл у бабушки клубок,

И запрятал в уголок,

А бабушка догнала

ЗА чубочек подрала.

  1. ПРИБАУТКИ.

– А чем отличаются от потешек вот эти произведения?

А) Инсценировки прибауток. (Заранее подготовленные ученики инсценируют прибаутки.)

Сценка №1 «Федул»

— Федул, что губы надул?

— Кафтан прожёг?

— Можно зашить.

— Да иглы нет.

— А велика дыра?

— Один ворот остался.

Сценка №2 «Храбрец»

— Я медведя поймал!

— Так веди сюда!

— Так не идёт.

— Так сам иди!

— Да он меня не пускает!

Сценка №3 «Собака»

— Собака, что лаешь?

— Волков пугаю.

— Собака, что хвост поджала?

— Волков боюсь.

— Ребята, чем похожи и чем отличаются потешки от услышанных стишков? (Стихи в сценках и в потешках смешные, но в сценках стихи в виде разговора двух людей, животных).

— Итак, в народе маленькие сказки, короткие смешные рассказики иногда в виде диалога, называют прибаутками.

— Что такое диалог? (Диалог – разговор двух людей.)

— Поработаем в паре. (Работа в парах. Дети в парах читают прибаутки).

7. работа в паре.

3. Заяц белый,
Куда бегал?
— В лес-дуброву.
— Что там делал?
— Кору драл.
— Куда клал?
— Под колоду убирал.

4. — Дома ль кум воробей?

— Дома.

— Что он делает?

— Болен лежит.

— Что у него болит?

— Плечики.

5.- Кисонька-мурысонька, где была?

— Коней пасла.

— Где кони?

— За ворота ушли.

— Где ворота?

— Огонь сжёг.

— Где огонь?

— Вода залила.

— Где вода?

— Быки выпили.

— Где быки?

— За гору ушли.

— Где гора?

— Черви выточили.

— Где черви?

Утки склевали.

6.- Рассказать ли тебе сказочку про белого гуся?

— Расскажи.

— Вот она и вся.

7.- Летит пуля, жужжит, я в бок, она за мной, я в другой – она за мной, я упал в куст – она меня в лоб, я цап рукой – ан это жук.

8. Музыкальная физминутка. (Слайд №3)

— А сейчас я хочу потешить вас забавной потешкой «Весёлые гуси». (Звучит аудиозапись «Два весёлых гуся», дети с учителем выполняют движения)

Жили у бабуси Вот кричит бабуся:

Два весёлых гуся «Ой, пропали гуси –

Один серый, Один серый,

Другой белый Другой белый,

Два весёлых гуся. Гуси, мои гуси!»

Вытянули шеи Выходили гуси,

У кого длиннее – Кланялись бабусе –

Один серый, Один серый,

Другой белый, Другой белый,

У кого длиннее. Кланялись бабусе!

Мыли гуси лапки

В луже у канавки –

Один серый,

Другой белый,

Спрятались в канавке.

9. Рассказ о прикладном народном творчестве.

  1. — В старину люди много работали и создавали замечательные изделия.

Русские мастера, чтобы потешить своих деток, делали игрушки своими руками. Так появилась первая деревянная кукла – матрёшка. (Слайд№4)(Учитель показывает матрёшку)

— Люди для работы собирались в больших комнатах – мастерских за длинными столами. Кто- то вырезал из дерева, кто-то разрисовывал узорами готовые изделия из дерева, кто-то сплетал из бересты лукошки и короба. (Слайд№5)

( Словарная работа: береста – это кора берёзы БЕРЕСТА (береста́) — наружная часть коры берёзы. Внешняя сторона берёсты обычно белого цвета с сероватым оттенком, реже — розовато-коричневого. И так, в основе этих слов лежит древнеславянский сакральный корень «бер» (Б-Боги — что то большее охватывает и бережёт Е-Есмь — «множеството» Р-Рhцы рекомое), в целом защита от несчастий, охранитель, добрый Бог. Слова — берег, беречь и другие — однокоренные с ним. Береста (берёста) сочетает в себе многие качества – пластичность, прочность, простоту в эксплуатации, устойчивость к гниению)

— Девушки шили и вышивали. Вот, что у них получалось. (Слайд №6)

(Учитель показывает модели сарафанов)

— Чтобы не было скучно, девушки пели песни. Так появились русские народные песни.

10. ПЕСНИ.

— Одну из них мы сейчас исполним. (Слайд №7)

На доске напечатаны слова русской народной песни «Во поле берёза стояла»

Чтение слов песни хором.

Во поле берёза стояла,

Во поле кудрявая стояла,

Люли, люли стояла.

Некому берёзку заломати,

Некому кудряву заломати,

Люли, люли заломати.

Я пойду во поле погуляю,

Белую берёзу заломаю,

Люли, люли заломаю.

Срежу я с берёзы три пруточка,

Сделаю из них я три гудочка,

Люли, люли три гудочка.

Звучит аудиозапись песни. Исполнение песни.

— Какие ещё песни пели бабушки, пра-пра-бабушки своим внукам?

А). (Колыбельные)

— Колыбельку раньше подвешивали к потолку и качали, чтобы ребёнок заснул, и при этом напевали колыбельные песни.

Работа в группах. Класс делится на три группы.

Задание: каждой группе надо объединить отрывки колыбельной песни и исполнить её. (Приложение 3) (Для исполнения колыбельной, каждой группе раздаётся кукла. (Слайд №8)

Колыбельная песенка для первой группы. ( На трёх полосках бумаги напечатаны отрывки песни, ребята должны их склеить и исполнить песню)

1 группа.

Ой, баюшки-баюшки,

В огороде заюшки______

Травушку щипают,

Марину забавляют.

А Марина умная________

Да очень разумная.

Спи-усни, спи-усни,

Крепкий сон тебя возьми.

  1. Группа.

Тебе песенку спою.

Расскажу я сказочку______

Про звезду алмазочку,

Улиточку рогатую________

Про белочку хвостатую,

Баюшки-бай-бай

Ты же, милый, засыпай.

3.группа.

Котя, котик, коток,

Котя, серенький хвосток,

Приди, котик ночевать,_____

Мою деточку качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу:__________

Дам кувшин молока

Да кусок пирога.

III Заключительная часть.

— С чем вы познакомились на занятии?

— Расшифруйте, как, в общем, называются народные песни, потешки, прибаутки? (Каждой группе карточки со словами –перевёртышами, нужно составить из букв слова).

На доске: НОЕУСТ РОДНОЕНА ЧЕСТВОТВОР (УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО)

– Скажите, пожалуйста, что скрывается за понятием, которое вы составили?

Дети: 1. Устное от слова «уста» – рот, губы, то, что произносится, а не пишется.
2. Народное – принадлежащее народу.
3. Творчество – создание чего-то нового.

3. Беседа учителя: — В творчестве народа выражены древние представления о мире, знания, народная мудрость, музыкального и танцевального искусства. Устное народное творчество – совокупность народных обычаев, обрядовых действий.

Рефлексия

На парте у каждого ребёнка лежит шаблон матрёшки, у которой нарисованы глазки. Детки должны дорисовать ротик. (Приложение 4)

— Ребята, нарисуйте на лице матрешки, какое настроение было у вас на занятии.

.– А теперь послушайте внимательно такой мой стишок!

Мальчишкам-шалунишкам по орешку,
Чтобы сочинить дома потешку,
Девчонкам-хохотушкам по петушку,
Чтобы придумать по стишку.

– Ребята, что я спрятала в этом стишке? Вот вам и домашнее задание! Что же дома вы будете делать?

7. Домашнее задание: сочинить потешку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *