Дидактические материалы системы Марии Монтессори как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста

Татьяна Шерстюкова
Дидактические материалы системы Марии Монтессори как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста

Что такое сенсорное развитие? Сенсорное развитие (от латинского sensus – чувство, ощущение) это формирование у воспитанников процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.

Сенсорное развитие способствует формированию психических функций, наиболее значимых для дальнейшего обучения и развития, и направленно на развитие различных видов ощущений (обонятельного, двигательного, зрительного, слухового, тактильного, и т. д.)

У детей дошкольного возраста чувственный опыт обогащается через совершенствование работы различных анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, кожно-мышечного, осязательного).

Именно в дошкольном возрасте происходит процесс усвоения малышами сенсорных эталонов – величины, цвета, формы и т. д. Происходит это совсем не быстро, поскольку воспитанники должны чётко различать свойства предметов в самых различных ситуациях. Поэтому так важно развивать мелкую моторику, ведь чтобы узнать предмет, познакомиться с его свойствами, нужно этот предмет потрогать, попытаться покатать, может быть понюхать или попробовать на вкус. – в общем, обследовать со всех сторон.

Каждый педагог, работающий с детьми дошкольного возраста, чётко знает, что любую информацию ребёнок воспринимает через органы чувств. Каждый из этих органов (глаза, уши, нос, рот, язык, поверхность тела) воспринимает строго определённый вид информации, а всё вместе – складывается в целостный образ. Именно эту особенность и взяла за основу Мария Монтессори.

Она разработала свою собственную систему упражнений по ознакомлению дошкольников со свойствами и признаками предметов., суть которой заключается в игровой форме обучения и в том, что каждый воспитанник действует самостоятельно и самостоятельно может ощутить результаты своей деятельности.

Методика Монтессориоснована на индивидуальном подходе к ребенку: именно ребёнок выбирает тот дидактический материал, который в данный момент ему наиболее интересен, именно ребёнок определяет продолжительность занятий, что обуславливает индивидуализацию педагогического процесса и развитие каждого воспитанника в собственном ритме.

Основная особенность методики Монтессори – создание специальной развивающей среды (Монтессори-среды, в которой ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности.

Центр развития ребёнка п. Чегдомын использует элементы системы, разработанной М. Монтессори уже несколько лет. Администрацией были приобретены материалы и оборудование, которые любой педагог может широко использовать в своей работе.

Вот некоторые из них:

Ящик с кусочками ткани.

Входит в комплект пособий для различения структурных поверхностей и материалов. В результате работы с этим пособием развивается тактильное восприятие, ребёнок может различать на ощупь различные по фактуре ткани.

Вкусовые банки.

Пособие входит в комплект материалов для различения вкусовых качеств. В результате работы с данным пособием воспитанники учатся определят вкус, знакомятся с названиями основных вкусовых ощущений.

Тяжёлые таблички

Данное пособие входит в состав комплекта материалов для различения веса. Используя таблички, воспитанники получают возможность потренироваться в способности к различению веса, сравнении предметов различного веса, закрепить представления о понятиях «лёгкий» — «тяжёлый».

Цветные таблички.

Пособие из комплекта материалов для различения цвета. Помогает воспитанникам знакомиться с основными цветами и их оттенками.

Чтобы в дальнейшем правильно ориентироваться в окружающем мире, каждому ребёнку необходимо научиться воспринимать не только каждый отдельный предмет, но и ситуацию, комплекс каких то предметов в целом. Объединить отдельные свойства предметов и создать целостный образ помогает восприятие – процесс отражения ребёнком предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. Именно на развитие восприятия и направлена система Марии Монтессори. В этом её нет равных, и я каждому педагогу советую использовать её в своей деятельности.

Методика Мария Монтессори

Мария Монтессори

Существует множество авторских методик раннего развития ребенка. Но развивающая программа Марии Монтессори, которая уже успела стать классикой в этой области, многие годы остается самой востребованной. Метод Мотессори был разработан еще в первой половине XX века. Он был обогащен новыми достижениями педагогической науки и лежит в основе развивающих занятий в центрах раннего развития и детских садах многих стран. Основательница методики (Мария Монтессори) — итальянский врач, педагог и психолог, работавшая над созданием развивающих занятий для детей с особенностями развития. Со временем метод оказался действенным и для детей без особенностей. Эта система развития ребенка названа самой Монтессори «системой самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде».

Впервые система Монтессори была опробована в доме ребенка в Риме в 1907 году. С 1909-го года методикой Марии Монтессори заинтересовались во многих странах мира. В 1913-ом году система Монтессори оказалась популярной и в России, но в 1924-ом году детские сады, работавшие по этой методике, были закрыты и открылись вновь лишь в 1992-ом году.

Суть, основные принципы методики

В основе этого метода лежит принцип самовоспитания ребенка. Взрослые — родители и педагоги должны понять интересы малыша, создать необходимые условия для развития и объяснить, каким образом можно получить знания. Девиз образовательной системы: «Помоги мне это сделать самому».

Марии Монтессори принадлежат следующие слова:

  1. Детей учит то, что их окружает.

  2. Если ребенка часто критикуют – он учится осуждать.

  3. Если ребенка часто хвалят – он учится оценивать.

  4. Если ребенку демонстрируют враждебность – он учится драться.

  5. Если с ребенком честны – он учится справедливости.

  6. Если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким.

  7. Если ребенок живет с чувством безопасности – он учится верить.

  8. Если ребенка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым.

  9. Если ребенка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться.

  10. Если к ребенку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым.

  11. Если ребенка часто подбадривают – он приобретает уверенность в себе.

  12. Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя необходимым – он учится находить в этом мире любовь.

  13. Не говорите плохо о ребенке – ни при нем, ни без него.

  14. Концентрируйтесь на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому не будет оставаться места.

  15. Всегда прислушивайтесь и отвечайте ребенку, который обращается к вам.

  16. Уважайте ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее.

  17. Будьте готовы помочь ребенку, который находится в поиске и быть незаметным для того ребенка, который уже все нашел.

  18. Помогайте ребенку осваивать неосвоенное ранее. Делайте это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью, тишиной и любовью.

  19. В обращении с ребенком всегда придерживайтесь лучших манер – предлагайте ему лучшее, что есть в вас самих.

Мария Монтессори не признавала многих методов, которые применяли другие образовательные системы. Так в методике Марии Монтессори категорически запрещается:

  • Сравнивать детей друг с другом.
  • Применять соревновательный метод в процессе воспитания.
  • Применять ко всем единые требования и программы, ведь каждый ребенок занимается в собственном темпе и делает то, что представляет для него интерес.

Ребенок, занимающийся по методике Марии Монтессори сам выбирает, учится самостоятельности в принятии решений, а взрослые, уважая его детский выбор, создают определенную среду, наблюдают и помогают, когда это необходимо.

Предоставление самостоятельности не предполагает вседозволенности. Детей учат соблюдать тишину, не мешать другим детям играть, убирать игрушки. Дети должны понимать не только свои, но и чужие границы.

Такое упорядочивание жизни малыша помогает ему чувствовать себя стабильно и уверенно, воспитывает в нем уважение к окружающим людям.

Организация пространства

Развивающая среда — важнейшая составляющая методики Марии Монтессори, без которой она просто не может работать. Рабочее пространство делится на несколько зон, что позволяет педагогам отлично организовать процесс обучения, сохраняя при этом порядок, а детям легко ориентироваться во множестве обучающих и развивающих материалов.

Практическая зона или зона реальной жизни прививает ребенку навыки ухода за собой и за окружающим пространством, учит поведению в социуме. Дети подметают пол, одевают и раздевают кукол, моют и нарезают овощи, ухаживают за растениями и животными, учатся вести себя тихо. Организуя эту зону, необходимо поместить в нее «Бизиборды», цветы и комнатные растения, лейки, скатерти, безопасные ножницы, совочки и.т.д.

Занятия в сенсорной зоне, как видно из названия, способствуют сенсорному развитию ребенка. Занимаясь в этой зоне, малыши развивают мелкую моторику. Материалы, которые используются в этой зоне, постепенно готовят к школе, развивают память и внимание. Сенсорная зона наполняется предметами, которые различаются формой, размером, весом и цветом. Это могут быть мячи различного диаметра, мешочки, геометрические тела, цветовые таблички, вкусовые баночки, коробочки с различными запахами и другие материалы, развивающие какой-то из органов чувств.

Математическая зона тесным образом связана с сенсорной. Работая с геометрическими телами, сравнивая и измеряя различные предметы, ребенок уже учится применять математические знания на практике. В математической зоне необходим числовой материал из бусин, таблицы математических действий, геометрический комод, счеты и.т.д.

Языковая зона предназначена для изучения букв и слогов, расширения словарного запаса, обучения письму. Эта зона также связана с сенсорной, так как предметы сенсорной зоны способствуют развитию речи ребенка. В языковой зоне могут использоваться карточки с изображением различных предметов. Рамки для штрихования, азбука из шершавой бумаги, карточки букв и слогов, книги.

Космическая зона знакомит ребенка с окружающей действительностью. В этой зоне находятся различные материалы для изучения солнечной системы, континентов, природных зон и ландшафтов. Дети получают представление о времени и календаре, учатся классифицировать животных и растения, знакомятся со средой обитания. В этой зоне необходимый материал для проведения различных экспериментов, в ходе которых дети знакомятся с наукой. В космической зоне можно позаниматься с картами, ознакомиться с коллекцией минералов.

Методика Марии Монтессори: спорные моменты

Методика Марии Монтессории, отличающаяся многими преимуществами и достоинствами, имеет при этом определенные недостатки.

  • К минусам данной методики можно отнести то, что в ней не уделяется внимание сюжетно-ролевой игре, которая является основным видом деятельности малыша в дошкольный период.
  • Не уделяется достаточного внимания и совершенствованию фантазии, сказочным историям, физической активности.
  • Кроме того, при поступлении в школу ребенку может быть трудно адаптироваться к другой среде, отличной от среды Монтессори.

Учитывая это, педагоги и родители, взяв из методики Марии Монтессори все самое лучшее, добавляют в нее свои собственные наработки, которые отвечают современным требованиям педагогической науки и, несомненно, добиваются хороших результатов в развитии ребенка.

Система Монтессори: как это работает, кому подходит и в чём минусы

Мария Монтессори, итальянский врач и педагог, ещё сто лет назад придумала свою систему обучения детей в начале XX века. Сначала — для детей с особенностями развития, а потом и для всех остальных. Некоторые родители до сих пор мечтают отдать своего ребёнка в Монтессори-сады, а кто-то даже пытается сам учить ребёнка по такой системе. Разбираемся со всеми особенностями системы.

Привет, учитель! Рассылка Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

1. Кто такая Монтессори и что это за система?

Мария Монтессори, первая в Италии женщина-врач и педагог, придумала свою систему обучения детей в начале XX века. Суть её метода можно описать в пяти словах: «Помоги мне это сделать самому».

Монтессори считала, что каждый ребёнок от рождения стремится к знаниям. Всё, что нужно сделать родителям и педагогам, — создать развивающую среду, научить детей пользоваться предметами и позволить им самим выбирать, с чем, как и сколько играть.

Мария Монтессори / Фото: Wikimedia Commons

После института Монтессори работала ассистентом врача психиатрической клиники, где находились умственно отсталые дети — они были одиноки, у них не было игрушек и с ними никто не занимался. Она стала носить им коробки, лоскутки, бусины — и дети ожили.

Затем Мария Монтессори стала директором Ортофренического института, который готовил учителей для работы с больными детьми. На базе этого института была школа, где она занималась с детьми. Эксперимент удался: многие ученики таких школ смогли сдать экзамены уровня общеобразовательных школ.

Через какое-то время Монтессори начала работать с «обычными» детьми. Ей предложили заняться организацией детских садов для детей трёх-семи лет для жильцов некоторых домов. Так появился первый «Дом ребёнка». В нём Монтессори продолжила разрабатывать свои методики развития и открыла сенситивные периоды.

2. Что такое сенситивные периоды? Их много?

Если коротко, сенситивные периоды — это возраст, в котором ребёнок легко, естественно учится тем или иным вещам. Если время ещё не пришло или, наоборот, упущено, ребёнку будет неинтересно и трудно. Среди основных сенситивных периодов Монтессори выделяла шесть:

1. Период восприятия порядка (от 0 до 3 лет). То есть четырёхлетнего малыша сложнее научить убирать за собой, чем двухлетку. Кстати, соблюдение чистоты — один из принципов метода. Детей учат не только класть игрушки на место, но и, например, вытирать за собой пролитую воду, подметать рассыпанную крупу, мыть посуду и участвовать в общей уборке.

2. Период развития движений и действий (от 1 до 4 лет). Время детских площадок, лестниц, горок и качалок. Когда ребёнок должен активно развивать коррдинацию и укреплять разные группы мышц, которые помогут ему в будущем.

3. Период сенсорного развития (от 0 до 5,5 лет). Длительный период, когда ребёнок познаёт мир через звуки, запахи и ощущения. В это время формируются его представления о цвете, форме, размере и так далее.

4. Период восприятия маленьких предметов (от 1,5 до 5,5 лет). Та самая мелкая моторика ребёнка. Монтессори предлагала использовать простейшие материалы: перекладывать бусины, фасоль, горох и другую крупу, нанизывать бусины на шнурки, собирать пазлы.

5. Период речевого развития (от 0 до 6 лет). Если ребёнок не говорит в год — ничего страшного. Детская речь развивается вплоть до шести лет. Помогают в этом плане карточки, наглядные предметы, книжки. И, конечно, присутствие рядом взрослого — родителей или воспитателя.

6. Период развития социальных навыков (от 2,5 до 6 лет). Но при этом насильно заставлять ребёнка здороваться или быть вежливым — нет смысла.

Занятия в школе по методу Монтессори, 1913 год / Фото: Flickr (NSW State Archives)

3. Как сделать развивающую среду для ребёнка?

По большому счёту, сделать дом «развивающей средой» может каждый родитель — достаточно разрешить ребёнку полноценно участвовать в жизни семьи: готовить, убирать, ремонтировать, рукодельничать, ухаживать за растениями и животными. Лучше, если предметы, которые он при этом использует, будут не игрушечными, а настоящими, просто удобными для детской руки.

Если говорить о классической игровой комнате, то она разделяется на несколько зон: естествознания, практической жизни, сенсорную, языковую, математическую. Все игрушки и пособия располагаются так, чтобы ребёнок мог сам их взять и убрать на место. Все они в одном экземпляре: во-первых, так дети, если их несколько, учатся договариваться и ждать своей очереди, во-вторых, сохраняется автодидактичность предмета, то есть приспособленность для самостоятельной игры — никто не вмешивается, не подсказывает и не поправляет.

Монтессори уделяла много внимания развитию мелкой моторики и осязания. Она считала, что точные, аккуратные действия с мелкими предметами формируют интеллект, развивают речь, внимание, память и творческие способности. Поэтому в её системе много игр, связанных с сортировкой, нанизыванием предметов, угадыванием их на ощупь по форме и по фактуре. Много манипуляций с природными материалами — камушками, шишками, деревяшками, ракушками. Игрушки должны обладать простыми, понятными свойствами, считала Монтессори. Пестрота и многофункциональность сбивает детей с толку, несёт лишнюю эмоциональную нагрузку.

4. Что такое обучение даёт детям?

Пожалуй, одно из главных преимуществ системы — то, что дети учатся всему легко и с удовольствием, в своём темпе, без «обязаловки» и соревнований со сверстниками. Поэтому на занятиях им не страшно и не скучно, они любознательны, инициативны. Кроме того, дети, которые обучались по системе Монтессори, всегда могут сами занять себя, неплохо справляются с бытовыми обязанностями, умеют организовывать своё время и уважают потребности других.

Монтессори-материалы / Фото: (YakyCorbalan)

В 2006 году в журнале Science опубликовали результаты исследования об эффективности системы Монтессори. В исследовании участвовали 53 ученика Монтессори-школы в штате Висконсин, США — детей разбили на две группы — от 3 до 5 лет и от 6 до 12 лет. Учёные оценивали учеников по нескольким критериям. Оказалось, что по некоторым показателям дети, которые ходили в Монтессори-школу, превзошли тех, кто посещал другие школы. Например, они лучше справлялись с тестами по чтению и математике.

5. Где этому учат?

Методика Монтессори популярна в России, и частные Монтессори-сады есть практически в каждом городе. Кроме того, иногда по инициативе родителей и педагогов Монтессори-группы открываются и в государственных детских садах. Группы всегда разновозрастные: младшие учатся, глядя на старших, а старшие заботятся о малышах.

Сама Монтессори предлагала начинать заниматься с детьми трёх лет, но её последователи опустили планку до двух. Сейчас группы обычно делятся по возрастам 0-3 года и 3-6 лет

Логическим продолжением такого обучения может стать начальная школа, но из-за жёстких стандартов российского образования с этим всё сложно: работают либо экспериментальные площадки на базе обычных школ (но это редкость), либо частные школы, которые занимаются по Монтессори, хотя «на бумаге» являются обычными, либо семейные школы. Обучение по системе Монтессори заканчивается в 10-12 лет.

В системе Монтессори оценка выставляется только качественная: прошёл — не прошёл, освоил — не освоил. То есть как стандартные оценки в Монтессори-школах не ставят. При этом ученики всё равно должны проходить государственные аттестации. Для этого педагоги составляют программу и набор знаний и навыков, которые должны обязательно проработать с детьми.

Подготовленная среда Монтессори-класса / Фото: Wikimedia Commons (Ilya WWW)

Для взрослых, которые хотят стать Монтессори-педагогами или профессионально заниматься дома с детьми, есть много курсов. Например, Международная Ассоциация Монтессори (AMI) организует их в Москве и Питере.

6. Зачем вообще нужен педагог, если он не вмешивается в процесс?

Во-первых, наставник показывает, как пользоваться тем или иным материалом. И от его презентации зависит, поймёт ли ребёнок суть упражнения, захочет ли его выполнять.

Во-вторых, он внимательно наблюдает за ребёнком и помогает ему осваивать новые навыки. Например, когда педагог видит, что в ребёнке просыпается интерес к букварю или кубикам с буквами, то он создаёт вокруг ребёнка языковую зону, показывает ему и другие игры — карточки со слогами, подвижный алфавит, рамки для обвода и штриховки, учит всем этим пользоваться.

Монтессори-педагоги общаются с детьми, но не «продавливают» собственное мнение, не подводят детей к желаемым ответам на вопросы

Помогают детям организовать работу, но не выполнять её. И в то же время заботятся о том, чтобы ребёнок заканчивал работать с чувством удовлетворения. В редких случаях педагоги всё-таки вмешиваются, и это отдельное умение — понять, когда это действительно нужно, а когда без этого можно обойтись

7. В чём минусы такой системы?

Ребёнку, который привык заниматься в Монтессори-группе, бывает непросто в обычном классе, где дети сидят за партами и все вместе делают одно и то же. К тому же у него совсем другое отношение к педагогу — не как к авторитету, а как к помощнику. Так что, помимо всего прочего, шансов повстречать своего Учителя у него меньше.

С точки зрения отношений со сверстниками тоже не всё так просто: в классической Монтессори-системе дети не играют в ролевые игры, они только занимаются — причём индивидуально. Поэтому договариваться и помогать они умеют, а вот играть вместе и дружить им только предстоит учиться.

Монтессори-среда / Фото: (YakyCorbalan)

8. Кому это не подходит?

Метод не подходит родителям, которые внутренне не готовы отпустить ребёнка «в свободное плавание». В Монтессори-группе может быть трудно подвижным, активным, неусидчивым детям. И ещё если у ребёнка проблемы с социализацией, то они могут усугубиться, потому что дети мало общаются между собой.

Насчёт развития мелкой моторики с крупой, бусинами и прочим — всё просто. Достаточно первые разы сидеть рядом с ребёнком и объяснять, что в рот тащить нельзя, а играть — можно. Потом ребёнок и сам понимает, что перебирать её интереснее, чем есть. Если всё равно опасаетесь, подождите, пока будете уверены, что ребёнок точно не будет есть лишнее.

9. Где узнать про систему Монтессори больше?

Можно почитать книги самой Монтессори, а можно — её последователей: Эдуарда Стэндинга, Фаусек или современных экспертов Монтессори-движения: Сумнительного, Хилтунен. Коротко и по делу метод Монтессори описывает Рапопорт в «Энциклопедии методов раннего развития». Ещё можно почитать сайт «Монтессори.дети», их же YouTube-канал.

Кроме того, родители с удовольствием сами экспериментируют с материалами и упражнениями и делятся результатами в социальных сетях: прогулки по тэгу Montessori вполне хватит для вдохновения.

19 заповедей Марии Монтессори для родителей

  1. Де­тей учит то, что их окру­жа­ет.
  2. Если ре­бен­ка час­то кри­ти­ку­ют — он учит­ся осуж­дать.
  3. Если ре­бен­ка час­то хва­лят — он учит­ся оце­ни­вать.
  4. Если ре­бен­ку де­мон­ст­ри­ру­ют враж­деб­ность — он учит­ся драть­ся.
  5. Если с ре­бен­ком чест­ны — он учит­ся спра­вед­ли­вос­ти.
  6. Если ре­бен­ка час­то вы­сме­и­ва­ют — он учит­ся быть роб­ким.
  7. Если ре­бе­нок жи­вет с чувст­вом без­опас­нос­ти — он учит­ся ве­рить.
  8. Если ре­бен­ка час­то по­зо­рят — он учит­ся чувст­во­вать се­бя ви­но­ва­тым.
  9. Если ре­бен­ка час­то одоб­ря­ют — он учит­ся хо­ро­шо к се­бе от­но­сить­ся.
  10. Если к ре­бен­ку час­то бы­ва­ют сни­схо­ди­тель­ны — он учит­ся быть тер­пе­ли­вым.
  11. Если ре­бен­ка час­то под­бад­ри­ва­ют — он при­о­бре­та­ет уве­рен­ность в се­бе.
  12. Если ре­бе­нок жи­вет в ат­мо­сфе­ре друж­бы и чувст­ву­ет се­бя не­об­хо­ди­мым — он учит­ся на­хо­дить в этом ми­ре любовь.
  13. Не го­во­ри­те пло­хо о ре­бен­ке — ни при нем, ни без не­го.
  14. Кон­цент­ри­руй­тесь на раз­ви­тии хо­ро­ше­го в ре­бен­ке, так что в ито­ге пло­хо­му не бу­дет оста­вать­ся ме­с­та.
  15. Всег­да при­слу­ши­вай­тесь и отве­чай­те ре­бен­ку, ко­то­рый об­ра­ща­ет­ся к вам.
  16. Ува­жай­те ре­бен­ка, ко­то­рый сде­лал ошиб­ку и смо­жет сей­час или чуть поз­же ис­пра­вить ее.
  17. Будь­те го­то­вы по­мочь ре­бен­ку, ко­то­рый на­хо­дит­ся в по­ис­ке, и быть не­за­мет­ным для то­го ре­бен­ка, ко­то­рый уже все нашел.
  18. По­мо­гай­те ре­бен­ку осва­ивать неосвоенное ра­нее. Де­лай­те это, на­пол­няя окру­жа­ю­щий мир за­бо­той, сдер­жан­ностью, ти­ши­ной и лю­бовью.
  19. В об­ра­ще­нии с ре­бен­ком всег­да при­дер­жи­вай­тесь луч­ших ма­нер — пред­ла­гай­те ему луч­шее, что есть в вас самих.

Девиз методики Марии Монтессори – «Помоги мне сделать это самому». Это значит, что взрослым необходимо только создать специальные условия, в которых ребенок сможет самостоятельно познавать окружающий мир, то есть взрослым надо:
создать развивающую среду, предоставив объекты для изучения – специально подобранные игрушки, материалы, инструменты, пособия, мебель и т.д.;
не мешать ребенку самостоятельно приобретать знания, помогая только в случае необходимости, или если ребенок сам об этом попросит.
Как считают специалисты, метод М. Монтессори пробуждает и развивает естественное желание учиться, узнавать новое – в том объеме, который ребенок в состоянии освоить. Он делает не просто то, что хочет, а то, к чему готов.
Итак, что нужно для того, чтобы организовать у себя дома развивающую среду по этому методу.
1. Предоставить малышу свободный доступ ко всем игрушкам, пособиям, наборам для творчества. Для этого расположить их на удобной для него высоте.
2. Разрешить ребенку участвовать в жизни семьи:
помогать стирать – в зависимости от возраста, полоскать, складывать белье в тазик, помогать развешивать его или просто стирать рядом в игрушечном тазике кукольную одежду;
помогать на кухне – мыть посуду настоящую или игрушечную, вытирать со стола (можно даже выделить ребенку специальную тряпочку), играть с посудой, с крупой (под присмотром);
помогать убираться – вытирать пыль, подметать, пылесосить, когда игрушечными бытовыми приборами, когда настоящими;
помогать ухаживать за растениями, животными и т.д.
3. По возможности подобрать и расположить все игрушки и пособия по зонам развития – специально отведенным «тематическим» местам в квартире:
Зона практического развития. В ней можно организовать, например, кукольный домик – поставить кукольную мебель, игрушечные бытовые приборы, посуду и т.д.
Зона сенсорного развития. Здесь расположатся игрушки, развивающие органы чувств малыша, например:
музыкальные инструменты и коробочки с разными наполнителями – развиваем слух,
пирамидки, матрешки, рамки-вкладыши – развиваем глазомер, цветовосприятие,
шитые мячики или мешочки с разными наполнителями, развивающие коврики – развиваем тактильные ощущения,
флакончики, в которых лежат специи, кофе, ватные тампоны с разнообразными отдушками – развиваем обоняние.
Языковая зона развития. В этой зоне можно разместить детскую библиотечку, пособия, с помощью которых вы учитесь читать.
М. Монтессори предложила, например, такие пособия:
Буквы, вырезанные из шершавой бумаги (бархатной или наждачной) и приклеенные на картон, чтобы малыш обводил их и запоминал очертания.
Буквы, вырезанные из крагиса, чтобы с их помощью составлять слова.
Математическая зона развития. В ней можно разместить те же пирамидки, матрешки, рамки-вкладыши, игры-вставлялки, а также игры Никитиных. То есть такие игрушки, которые учат считать, сравнивать размер, форму, количество и т.д.
Естественнонаучная зона развития. Здесь могут находиться домашние растения и домашние животные, за которыми ухаживает ребенок, всевозможные карты, глобус, игры и пособия по ботанике, зоологии, анатомии, географии и другим естественным наукам. Например, лото «Листья деревьев», часы-календарь «Времена года», календарь наблюдения за природой и др.
Зон развития может быть много, ведь ребенку для общего развития необходимы еще спорт, музыка, творчество, иностранные языки.
4. Как играть.
Предоставьте ребенку самому выбирать, во что играть. Если видите, что малыш не знает, чем заняться, заскучал, предложите ему поиграть вместе, но не навязывайтесь.
Не торопитесь помогать и подсказывать ребенку, если у него не получаются какие-то действия, с задания. Дайте ему возможность справиться самостоятельно – преодоление сложностей развивает характер и интеллект.
Хвалите малыша, когда он справился с заданием, и подбадривайте, если у него не получается.
Если на одну игрушку претендует двое детей, учите их договариваться об очередности.
В Монтессори-садиках и группах действуют такие правила:
«Хочешь работать вместе – договорись об этом».
«Можно наблюдать за работой других, не мешая им».
«После работы приводим материал и рабочее место в порядок».
«Когда трудно, попроси о помощи и поблагодари за нее».
Этими же правила можно ввести и дома. Они обязательны и для детей, и для взрослых. Таким образом воспитывается внутренняя дисциплина, основанная на признании прав другого человека, на уважении к нему и его работе.
Игры по методу Монтессори просты и эффективны. Многие игры-пособия Монтессори рассчитаны на работу детских пальчиков, а развитие мелкой моторики, как известно, напрямую влияет на развитие речи и интеллекта ребенка.
Монтессори-материалы для детей до года
Ребёнку до года необходимо разнообразие сенсорных ощущений. Главная особенность этого возраста – знакомство с многообразием окружающего мира. Поэтому и игрушки ему нужны простые, но функциональные – шуршащие, шумящие, видоизменяющиеся предметы:
— мешочки с наполнением. Ощущения – тактильные и зрительные. Сами мешочки различной фактуры (гладкие и шершавые, из грубой и мягкой, яркой и однотонной ткани, с рисунком и без него) и наполнение разное (крупы, гранулы, фасоль и горох, пенопласт и камушки) – тогда они будут различными по внешнему виду, тактильным ощущениям и весу. Единственное требование к мешочкам – удобство и безопасность для малыша.
— баночки-коробочки с наполнением. Ощущения – слуховые. Ёмкости должны плотно закрываться и не открываться. Основная цель – создать гамму разных звуков. Для этого в разные по размеру и материалу ёмкости (баночки, флаконы, коробочки, бутылочки) насыпают разные наполнители (крупы, песок, гранулы, фасоль, пенопласт, гальку).
— мелкие предметы. Многие родители замечают интерес ребёнка шести-восьми месяцев, а затем полутора-двух лет к мелким предметам. Это вполне естественный интерес, и, если его не пресекать, а развивать, у ребёнка позже будет гораздо меньше сложностей с развитием речи и мелкой моторики – на кончиках пальцев находится множество нервных окончаний, связанных с корой головного мозга. Пусть малыш играет под вашим присмотром с мелкими предметами: игрушками из киндер-сюрпризов, бусинами разных цветов и размеров, фасолью и макаронами, перекладывая их из одной посуды в другую.
Пальцевый захват (двумя и тремя пальцами, а не горстью) развивается у малышей именно в процессе таких занятий, и очень поможет в подготовке руки к письму и рукоделию. Детям до года интересны именно свойства предметов, а не результат действий с ними, поэтому действие с предметом должно быть простым и нацеленным именно на его исследование, а не на завершённый цикл. И ещё одна деталь: помните о том, что предметы и игрушки могут быть брошены в вас или на пол, могут быть покусаны и пожёваны ребёнком, а потому должны быть достаточно лёгкими и безопасными для вас, малыша и окружающей обстановки.
Система Монтессори для детей от года до двух
Годовалый ребёнок, а особенно по достижению 1,5-2 лет, уже нацеливается на правильную последовательность в любой работе, подражая взрослым и сверстникам: он понимает, что определённая последовательность действий приводит к определённому результату. Он уже более самостоятелен, способен концентрировать внимание на процессе работы, завершать несложный цикл действий и добиваться результата для похвалы от окружающих. Главная особенность этого возраста – познание особенностей окружающего мира на собственном опыте, и монтессори-материалы должны соответствовать способностям ребенка.
В развитии этих малышей помогут следующие занятия по системе Монтессори:
— «Сундучок с секретами». Возьмите большую коробку, в неё соберите все ненужные вам баночки, флаконы, коробочки с крышками. В каждый из них положите подходящий по размеру сюрприз – мелкую игрушку или предмет. Так ребёнок удовлетворит свой интерес к открыванию различных ёмкостей и разовьёт пальчики и кисти.
— «Кормление». Возьмите ненужную пластиковую игрушку (хорошо, если это будет фигура животного) с полым корпусом и прорежьте в районе рта небольшое отверстие – чуть больше диаметра пальца ребёнка (чтобы пальчики не застревали). Тренажёр готов – можете кормить питомца небольшими предметами – фасолью или макаронами – их достаточно сложно взять пальцами, и ещё сложнее просунуть в маленькое отверстие. По мере умения ребёнка питомца можно заменить другим – с более маленьким ртом, и кормить его более мелкими предметами – горохом или бусинками. Это занятие тренирует не только мелкую моторику малыша, но и глазомер, и внимание, и терпение.
— «Сенсорный таз». В большую миску или тазик насыпьте несколько видов круп, макарон, в глубину спрячьте несколько предметов (мелких игрушек или брелоков, ракушек, шишек, каштанов и пр.). Этот тазик будет любимой игрушкой ребёнка 9-15 месяцев. Правда, делать это лучше всего на кухне – там, где легче производить уборку. И первое время нужно учить малыша играть аккуратно – не разбрасывать, а перебирать содержимое, и научить его убирать за собой крупы с помощью щётки и совка.
— «Игры с крупами». Пересыпание круп (предпочтительнее гороха, мелких бобов) из одной емкости в другую с помощью ложки обязательно увлечет вашего малыша. Интересным является процесс засыпания крупы в обычную игрушечную мельницу, это лучше делать в большом тазу.
— «Банка с шариками». Возьмите банку или любую закрытую ёмкость с отверстием в крышке. Задача простая – просовывать в отверстие подходящие по размеру предметы (это могут быть шарики, резиновые ёжики, каштаны, жёлуди), отверстие должно быть чуть меньше самого предмета, для того, чтобы ребенку необходимо было приложить усилие, просовывая предмет в банку. Для усложнения подойдёт обычная копилка с крупными и мелкими монетами. Помимо копилки можно сделать прорези в крышке банки под монеты разного диаметра, или в одной крышке несколько отверстий под различным углом.
— Резание. Дети 14-15 месяцев уже вполне способны резать ножницами, если их этому научить. Особенность в том, что учить резать их нужно обеими руками – так легче действовать и понять способ действий. Малышу несколько раз показывают, как открыть и закрыть ножницы, затем взрослый держит узкую полосу бумаги, а ребёнок разрезает её. Малышам полутора лет это удаётся со второго-третьего раза, и им это очень интересно – своими руками делить неделимое целое на части.
— Пальчиковые краски. Поскольку многие дети отрицательно относятся к краске на руках, лучше использовать тычки – скрученные рулончиком полоски поролона, перевязанные ниткой – и удобно и интересно.
— Пластилин. Попробуйте вместе с малышом слепить простые фигуры животных, фруктов, овощей, научите его катать шарики из пластилина между ладошками, используйте подручные средства для создания законченного образа (спички, палочки от листиков, яблок, груш). Обязательно показывайте ребенку образец, например, можно взять простую игрушку и, глядя на нее, лепить из пластилина задуманное.
— Водные игры. Понадобится поднос, различные чашки и кувшины, тазики, мисочки. Можно переливать воду из одной емкости в другую, учиться наливать воду через воронку в баночку, очень увлекает детей производство пены из мыльного раствора с помощью маленького венчика. Еще один интересный процесс — это отжимание небольших кусочков губок для посуды с помощью чеснокодавки. Так же не оставляет равнодушными извлечение предметов со дна тазика, наполненного водой, это могут быть, например, ракушки или камешки.
— Аппликации. Нарисуйте на бумаге предварительно основу для будущего шедевра (или распечатайте на принтере), подготовьте заранее то, что ребенку предстоит приклеивать. Вместе с малышом нанесите клей на бумагу, помогите ему прилепить задуманное и вместе внимательно рассмотрите оригинал и получившееся творение.
Занятия по системе Монтессори ребятишек 2-3 лет
Дети 2-3 лет уже способны работать самостоятельно при небольшом участии взрослого, если потребуется. Они тянутся к коллективу ровесников, легко учатся друг у друга и копируют действия взрослых. Двухлеткам нравится процесс работы и обучения, поскольку он приводит к результату. Они уже понимают, что нужно и можно чему-то учиться, и им это нравится. Главная особенность этого возраста – творчество, изменение мира собственными силами.
— Конструирование. Предоставьте детям многофункциональные предметы: камушки, деревянные брусочки, ткань, солому, верёвочки, – и они начнут творить. Такие монтессори-материалы дают простор для творчества, готовят к ролевым играм, и при этом не ограничивают мышления ребёнка, что очень важно.
— Разрезные картинки. Это ещё не паззлы, но похоже. Разрежьте картинку/открытку пополам, и покажите ребёнку, как можно её собрать. Одновременно малышу можно дать две-три картинки, разрезанных пополам, если он понял способ действия. Затем эти же или другие картинки можно разрезать на три-четыре части и снова собирать.
— Предметы определённых групп. Разложите по корзинкам или коробочкам предметы и игрушки разных групп: домашние и дикие животные, ряд предметов от большого к маленькому, от узкого к широкому, от длинного к короткому, фрукты и овощи, предметы быта. Это могут быть сами предметы, их фигурки или карточки, объединённые общим признаком: цвет, форма, размер, способ, количество и пр. Такие занятия по системе Монтессори развивают умение систематизировать, функции анализа и синтеза, мышление и речь.
Наблюдайте за своим ребёнком – что ему нравится, что не получается? На основе этих наблюдений и была создана система Монтессори. На основе своих наблюдений с использованием предлагаемых монтессори-материалов вы можете создать развивающую среду для собственного ребёнка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *